mobil 1 new life 5w30 мобил 1 5w30
 
купить mobile 1 10w 40 mobile 1 10w 40 интернет магазин автомасел
 
зажим пружинний купить запчасть 6Q0868243 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin миксер
 
juicy fruit mp3
Информация
Статьи
Фэн-шуй
Сувениры и подарки
Украшения
Промышленность
Другие статьи
Новости
Наши новости
Мировые новости
События
Астрология
Психология
Нумерология
Гадание
Мебельная промышленность
Бытовая техника
Косметика и парфюмерия
Ювелирия
Выставки
Сантехника
Обувная промышленность
Швейная промышленность
Кожевенная и меховая промышленность
Детские товары
Каталог
Ароматерапия
Сувенирное оружие
Предметы фэн-шуй
Предметы интерьера и декора

Объявления

Ориентиры программы «Психологическая культура»

 

Цель: обучение эффективному управлению собственным развитием.
Метод: недирективная суггестивная психопедагогика.
Условия: творческая самоактивность личности.
Средства: глубинная психодиагностика и приемы самопрограммирования.
Результат: креативная автономизация творческой личности.

Современные мыслители ясно осознают, что человечество сегодня не спасет ни развитая технология, ни совершенствование путей освоения природных богатств, ни даже открытие принципиально новых источников энергии. Человечество будет спасено именно обращением всех без исключения людей к богатейшим накоплениям культурных многовековых традиций и ценностей, доставшихся нам всем в наследство от наших предшественников. Многие специалисты рассматривают культуру как особую систему и внешней, и внутренней адаптации — индивидуума, коллективов и человечества в целом, — адаптации к непрестанно изменяющимся условиям жизни, к непредсказуемой в своем развитии реальности существования. И чем богаче такая система приспособления, тем выше вероятность и самого выживания субъекта культурной деятельности, и расцвета обладающего культурой человеческого сообщества.
Сегодня говорят уже и о культуре поведения, и о культуре деловых отношений, о физической и диетической культуре. Принимая во внимание этимологию слова «культура» (возделывание, развитие, воспитание) можно утверждать, что культура как таковая есть синоним разумных, целесообразно организованных форм активности человека, использование которых позволяет людям эффективно гармонизировать свои отношения как с социальным, так и с физическим и биологическим окружением, что, несомненно, является наиважнейшим условием продолжения существования и успешного развития самого рода человеческого. Та полифония культурных образцов, которая бросается в глаза всякому человеку, обратившемуся к изучению культур различных стран, времен и народов, является тем главным условием успешности функционирования систем культурных ценностей, без которой не было бы и самой культуры.
Вмещение, терпимость и способность к синтезу культурных многообразных паттернов представляют важнейшие качества истинно культурного человека. Они, собственно, и помогают ему воспринимать самые, казалось бы, различные образцы поведения и таким образом ориентироваться в любой из встречающихся ситуаций. Именно многообразие культурных образцов и форм активности (от трудовой до молитвенной) — в их гармоничном синтезе — предоставляет потенциальную возможность применения множества способов решения самых разных жизненных проблем, от личных и семейных до общеполитических и научных.
В отечественной литературе нам удалось отыскать лишь одно упоминание о психологической культуре в монографии Н.В. Абаева: «В широком и самом общем смысле культура психической деятельности — это определенная степень психического развития личности в направлении, определяемом общими тенденциями развития всей культуры, тот уровень психического совершенствования человека как личности и субъекта деятельности, который достигнут в процессе освоения определенных ценностей, выработанных в данной культуре, приобретения определенных характеристик «культурного человека». Психическая культура является основной и определяющей чертой культуры личности, показателем определенных качественных изменений в ее психической жизни по сравнению с некоторой исходной ступенью, с которой начинается культурное развитие личности».
Многие отождествляют культуру именно с внешними формами — будь то поведения, трудовой деятельности или материальных предметов. Однако не забудем о том, что человек может во внешнем для него мире создать лишь то, что созвучно живущим в его собственной душе формам и содержаниям. Во внешний мир в труде и общении каждый человек излучает и выносит лишь те накопления, которые уже сложены и кристаллизованы в его собственном уме, в его сердце. И сразу необходимо усвоить тот факт, что совершенствование психологической культуры индивидуума и сообществ есть наиважнейшее, причинное по характеру, созидательное воздействие на целокупную жизнь мира и людей. И без такого возделывания внутреннего мира человеку вряд ли удастся достичь реальных успехов в совершенствовании жизни внешней.
Сегодняшние политические, военные и экологические кризисы недвусмысленно дают людям понять: душа человека определяет строй и динамику окружающего мира, и без красоты душевной достичь красоты внешней жизни — красоты подлинной, одухотворенной, — попросту невозможно. Древние прекрасно понимали эту своего рода «психоэкологическую аксиому», выражая ее словами: «Если мира нет в твоей душе, его нет нигде!»
Важным моментом психологической культуры является стремление к Прекрасному, фундаментом которого во все века признавалось чувство меры. Известный русский писатель И.А. Ефремов так определял значимость этого душевного качества для всей человеческой жизни: «Еще тысячелетия назад древние эллины говорили: «Метрон — аристон», то есть самое высшее — это мера. Основа культуры — это ощущение меры во всем. С возрастанием уровня культуры огромным счастьем человека станет счастье помощи другому, истинной радости работы, зажигающей душу. Освобождение от власти мелких стремлений и мелких вещей перенесет радости и огорчения в высшую область — творчества».
Возможность соблюдения меры во всем прямо зависит от ясности видения (восприятия-и-понимания) человеком мира и самого себя, а также от чуткости, от утонченности переживаний контакта с тем, что для него ново и неожиданно, а то и вовсе весьма отлично от известного ему и им принимаемого за истинное. Последнее — предпосылка к развитию такой характеристической черты психологически-культурного человека, как терпимость. Мыслитель Лейбниц очень четко определил недопустимость нетерпимости и отрицания: «Всякое учение истинно в том, что оно утверждает, и ложно в том, что оно отрицает или исключает».
Определяющей чертой психологически культурного человека является его неуклонное устремление ко все большему совершенству душевного самопроявления, выражающегося и во внешней деятельности, и во внутренней работе над самим собой. Идеальные цели такого возрастания качества самовыражения во все века определялись с достаточной четкостью во всевозможных нравственных императивах — «Не убий», «Не укради» и им подобных. Заметим, что в них подразумевались не только социальные нормативы, ограничивающие деструктивное поведение человека, но указывались именно высшие, наиболее утонченные нюансы человеческого самотворчества — «Не укради у ближнего возможности улучшить себя», «Не укради свободного времени человека своей пустой болтовней», «Не укради у себя самого возможности духовного возрастания».
Зачастую сами цели совершенствования, сколь бы чисты и возвышенны они ни были, недостаточны для упрочения человека на пути подлинного улучшения своей жизни. Многие книги и речи полны благих советов — все указывают, какими именно следует стать людям, как следует себя вести должным образом. Однако мало кто сообщает, как именно перейти к более совершенному состоянию. Почти как у Михаила Жванецкого: «Все прекрасно знают, что живут неправильно. Всем известно также, как именно нужно правильно жить. Здесь все понятно. Трудности возникают лишь в моменте перехода от одного к другому — как его совершить, не знает никто».
Действительно, существование психологически культурного (или, как его часто называют сегодня, интеллигентного) человека мыслимо лишь как процесс непрестанного становления, совершенствования и творческого саморазвития. Мало пожелать человеку — «Не гневайся!». Необходимо еще и подсказать, как научиться предотвращать гнев или избавиться от него в случае его появления. Таким образом, речь идет о своего рода «технике эксплуатации» человеческой психики, об управлении внутренней динамикой души человека. Вот как раз этими-то проблемами и занимается практическая психология.
Русский эзотерический философ П.Д. Успенский, рассматривая вопрос о практической пользе современной ему психологии, писал: «Когда мы поймем важность изучения человека с точки зрения его возможной эволюции, мы поймем, что первым ответом на вопрос — «что такое психология?», будет следующий: психология есть исследование принципов, законов и фактов возможной эволюции человека». Таким образом, психология может быть определена как наука о путях и методах совершенствования человека. Что бы на этот счет ни сказали академические методологи психологии, это определение совершенно верно для практической психологии, осваивать которую придется всякому, кто собирается заниматься психологическим консультированием.
Для того, чтобы не испортить сложное техническое устройство, тот, кто собирается его эксплуатировать, потребует предоставить ему подробную инструкцию по эксплуатации. Домохозяйка не станет включать стиральную машину, пока не изучит инструкцию, в противном случае нарушение должного порядка операций может привести к порче устройства.
Инструкциями полны не только армейские уставы и технологические проспекты, прилагающиеся к самым различным приборам — бытовым и промышленным. Инструкциями пользуются медики и политики, часовых дел мастера и даже дворники. Это совершенно естественно — для правильного, эффективного и безопасного использования любого устройства или сложной системы необходимо наличие определенного уровня технологической культуры. Жаль, что почти никто не знает грамотных и профессиональных инструкций к использованию человеческого организма (медицина), психики (практическая психология) и руководств по развитию и гармоническому раскрытию способностей и душевных качеств детей (педагогика), а тот факт, что отдельным профессионалам такие «технологии» известны, ничего не меняет — ведь подавляющее большинство современников чаще всего пребывает в полном (или почти полном — что то же) неведении относительно того, как им следует правильно обращаться с самими собой, с другими людьми, с дарованными Господом способностями, силами и возможностями!
Итак, большинство современников (особенно в пост-советском обществе) используют себя крайне непрофессионально, невежественно и неграмотно, с крайне низким коэффициентом полезного (для себя и других людей) действия, что, естественно, непозволительно затрудняет использованием самим человеком его собственных потенциалов и мешает ему чувствовать себя осуществляющимся в полноте, то есть действительно счастливым.
Всякий грамотный человек, стремящийся по праву называться психологически культурным, помимо правил внешнего поведения и профессионального этикета, по-видимому, обязан досконально изучить правила и техники психогигиены и психопрофилактики, без знания которых он вряд ли будет иметь возможность действительно широко развернуть свои способности и ощутить жизненный процесс во всем его богатстве и полноте. И точно так же, как врачи-гигиенисты предупреждают множество опасных заболеваний благодаря широкому санитарному просвещению, точно так же, как опытные педагоги обращаются по радио к родителям и коллегам и передают им необходимые для грамотного воспитания и обучения детей знания, — так и психологические консультанты и психотерапевты обязаны нести знания о внутреннем мире человека всем тем, кто уже способен их творчески воспринять и применить в повседневной жизни. Благодаря такому психологическому просвещению можно в короткие сроки действительно облагородить жизнь многих людей и помочь им организовать процесс самосовершенствования, без которого реальное счастье, как мы уже отметили, вообще вряд ли достижимо, а ведь именно к этой заветной цели устремляется всякий здравомыслящий человек — к счастью.
Поговорим о технологическом знании в рамках психологической культуры. Вообще, проблема психологического самообразования вовсе не ограничивается овладением приемов аутогенной или медитативной тренировки и навыками общего расслабления после трудового дня. На самом деле человек должен получить доступ к высоким достижениям современной практической психологии, усвоить сложные, но совершенно необходимые психоэтические модели видения себя и мира и обрести навыки реального управления собственным развитием.
Более того, без серьезного нравственного духовного совершенствования «чистая технология» сама по себе особой пользы не принесет, да и психоэнергетику организма трудно нарастить, если сердце не чисто и ум человека озабочен мелочными суетными заботами и незначительными проблемами эгоистической направленности. Вершина же психотехники — вскрытие паранормальных способностей восприятия и влияния на окружающий мир с использованием сознательного управления личной и коллективной психоэнергией — достигается лишь наиболее усердными и знающими индивидуумами.
В последние годы оформилась новая наука, изучающая колоссальные резервы человеческой психики — антропомаксимология. Однако рассчитывать на практическое применение результатов исследований, проводимых приверженцами этой дисциплины, могут лишь устремленные и ответственные люди, в противном случае, при наличии душевной лени и умственной шаблонности, при недостаточности рвения и понимания собственных целевых установок процесс раскрытия сил будет не только неудачен, но и опасен как для самого занимающегося, так и для окружающих его людей.
Для того, чтобы внести психологические знания и техники в жизнь современного общества, необходимо выполнение нескольких стратегических задач, совместное решение которых создает необходимые предпосылки для «психологизации» социума (много говорится о всеобщем гармоническом, всестороннем и разнообразном воспитании и образовании, но здравомыслящий человек прекрасно понимает, что каждый человек особенен, уникален, и эту индивидуальность следует учитывать самым подробным образом, иначе формирующее влияние воспитателей и преподавателей будет малоэффективным):
1) ранняя диагностика способностей человека (в противном случае ни педагоги, ни родители, ни сам человек — никто толком не будет знать, к чему он предрасположен и на что именно следует «делать ставку» в совершенствовании психики и организма);
2) введение в практику среднего (возможно, начального) и высшего образования материалов и методик по психологии самосовершенствования;
3) создание широкой сети учебных и консультативных психогигиенических и психопро­филактических учреждений, в которых стремящиеся к улучшению самих себя люди могли бы в кратчайшее время получить необходимую информацию и овладеть желаемыми техническими навыками.
Итак, для окультуривания, возделывания и выпестывания душевной деятельности человека необходимы психотехнологии, сочетающие в себе достижения современной науки о человеке с накоплениями многовекового опыта древних исследователей возможностей человеческого организма (индийских йогов, китайских даосов, исламских суфиев, хасидов).
В 60-х годах ХХ века во всем мире начали разворачиваться исследования так называемых экспертных систем. Экспертные системы позволяют выявлять внутренние, обычно скрытые от глаз поверхностного наблюдателя алгоритмы принятия правильного решения и эффективного осуществления человеком какого-либо рода деятельности. Наблюдая за профессиональными, высококачественными (по форме, по результату) действиями квалифицированного специалиста, а впоследствии подробно расспрашивая его о том, как именно он осуществляет выбор решения и само действие, можно создать конкретную технологию, применяемую в определенной сфере человеческой деятельности и направленной на достижение конкретного желаемого результата с установкой на его высокое качество и эффективность процесса достижения. Прекрасным примером экспертной системы может послужить Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) Генриха Альтшуллера, который при внешней простоте применения включает в себя десятки конкретных приемов и способов изобретательства, выявленных у самых различных специалистов-рационализаторов и соединенных в единую систему.
Подобный анализ при наблюдении за десятками и сотнями профессионалов показывает, что у всех специалистов в определенном виде деятельности существует комплекс совершенно одинаковых внутренних и внешних действий и приемов — основной блок — алгоритм принятия решений в данной области и процесс выбора пути достижения практического результата. Кроме того, у каждого из профессионалов есть и свои собственные, индивидуальные нюансы и детали, которые окрашивают процесс деятельности в неповторимые, присущие лишь этому человеку тона. Если же сознательно соединить общий основной блок со всеми уникальными, повышающими эффективность достижения результата элементами, можно получить почти идеальную технологию, называемую экспертной системой. Она ассимилирует весь опыт экспертов-профессионалов и будет крайне полезна при обучении любого человека в данной области знаний и практических навыков — этакая «копилка секретов творчества».
В 60-х годах ХХ века начались исследовательские работы по созданию экспертных систем воздействия на личность человека, в частности, влияния на его поведение и оценки через каналы подсознания. Так в развитии практической психологии началась эпоха высокоэффективных технологий. В настоящее время разработаны уже десятки различных психотехнологических систем, большинство из которых имеет не столько теоретический характер, сколько представляет собой прекрасные инструменты в руках опытного специалиста и помогает успешно обучать студентов и слушателей различных семинаров необходимым для консультативной работы навыкам.
Психотехнологии могут быть типологизированы различным образом:
по механизму влияния и специфике используемой психотехники:
  • приборные (с использованием устройств «биологической обратной связи», полиграфа, цветомузыкальных комплексов и др.);
  • суггестивные (при условии введения клиента в трансовое, измененное состояние сознания);
  • аутосуггестивные (медитативные);
  • интеракционные и праксические (комплексы высокоэффективных действий в общении и практическом труде);
  • психохимические (с использованием психотропных составов).
по направленности применения:
  • лечебные (коррекционные и клинические);
  • организационные и управленческие;
  • креативные (предназначенные для интенсивного самосовершенствования и пробуждения скрытых способностей человека, выявляемых при глубинном психодиагностическом тестировании индивидуума).
Вообще-то психотехнологии самосовершенствования разрабатывались задолго до появления современной технической цивилизации на Земле. Чем же являются системы индийской Раджа-Йоги или китайского Ци-Гун, как не совершеннейшими психотехнологическими комплексами, обучение которым в монастырях да в закрытых школах занимало долгие годы! Во все времена психотехнологии, как конкретные алгоритмы, на практике доказывавшие свою высокую эффективность в применении, включали необходимую методическую и диагностическую информацию, позволявшую человеку направленно мобилизовывать резервы психодуховного потенциала человека. Эти техники и приемы позволяли гармонизировать организм, стимулировать накопление психоэнергии, способствовали трансмутации и повышению организованности практически в любой сфере внутреннего мира человека. Они позволяли направленно изменять функционирование психики — вплоть до существенной трансформации характера (разумеется, в пределах ограничений врожденных свойств, которые на деле почти всегда оказываются потенциально беспредельными).
Психотехнологии в древности, столь похожие на лучшие достижения современных практиков-психологов, назывались очень торжественно и даже загадочно — Алхимическое Великое Делание, Искусство Облагораживания Души. Рекомендации же по психопрактике в символической, порой даже в зашифрованной форме заносились на страницы оккультных, в том числе и алхимических, трактатов, почти не понятных для непосвященного. Разумеется, эти Великие Искусства не имеют ничего общего с хитростью и приемами «объегоривания» деловых партнеров и сотрудников, столь широко распространяемым под видом «психотехнологий общения и делового партнерства» в популярных брошюрах и даже книгах, в которых излагаются дешевые, почти воровские трюки псевдотехнологий. Открытость, терпение жизнетворчества и высокая духовность в самом широком смысле этого слова — именно такими всегда были обязательные условия успешного использования психотехнологий! Ведь их целью оставалось все то же совершенствование человеческой души, в частности, повышение психологической культуры человека. И эти высокие цели всегда считались принципиально несовместимыми с бесчестными, «неспортивными» приемами общения или насилия над собственным организмом.
Таким образом, психологическая культура является не только результатом терпеливого воспитания и самовоспитания человека, но и плодом его творческого психодуховного самообразования, итогом многолетней работы над собой с использованием индивидуально подбираемых психотехнологий. По-видимому, только таким путем в будущем можно будет разрешить формулу человечества — научиться полностью использовать КПД каждого человека, раскрыть потенциалы всех приходящих на Землю людей, упрочив более или менее гармоническое сотрудничество, сотворчество и даже соверчество (по словам Даниила Андреева) всех со всеми. Задача эта непроста, но отнюдь не фантастична и вполне выполнима. И внимание к становлению собственной психологической культуры играет в разрешении этой проблемы далеко не последнюю роль.
Высочайшая психологическая культура во все времена называлась духовностью, включающей в себя искреннее стремление человека к познанию самого себя и к осуществлению самого себя в процессе служения другим людям и мирозданию в целом. Именно такова основная задача повышения психологической культуры — создать Человека Нравственного, Человека Духовного, Человека Творящего Благо. И без повсеместного распространения психологических знаний, без широкой практики психологического консультирования, по-видимому, этой цели не достичь. Ключ к изменению себя и мира сокрыт именно в достижении высокой психологической культуры, без чего человек просто не в состоянии реально развернуть свои способности и реализовать дарованные ему по рождении возможности созидания и одухотворения себя и мира.
источник: aquarun.ru
© 2004-2011. Шелковый путь.
телефон: (495) 781-67-56