mobil 1 new life 5w30 mobil 1 new life 5w 30
 
Поворотник купить запчасть 6K5953049A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc fog
 
websites for free songs download
Информация
Статьи
Фэн-шуй
Сувениры и подарки
Украшения
Промышленность
Другие статьи
Новости
Наши новости
Мировые новости
События
Астрология
Психология
Нумерология
Гадание
Мебельная промышленность
Бытовая техника
Косметика и парфюмерия
Ювелирия
Выставки
Сантехника
Обувная промышленность
Швейная промышленность
Кожевенная и меховая промышленность
Детские товары
Каталог
Ароматерапия
Сувенирное оружие
Предметы фэн-шуй
Предметы интерьера и декора

Объявления

Астрология - язык для понимания

Со словом "астрология" ассоциируется сейчас два типа текстов – "глобальные" предсказания бедствий и катастроф, драматических событий в судьбах общественных деятелей и – "прогнозы на каждый день" с рекомендациями – что когда лучше делать, а чего не делать, когда смело рисковать, а когда делать это менее смело. С экранов телевизоров и со страниц газет вам в шутливой и серьезной форме напомнят, что о вас есть, кому позаботиться и предостеречь от опасности.

А ведь совсем недавно, при развитом социализме, чтобы заниматься астрологией, надо было проявить гражданскую смелость и независимость мышления. Нет, за это не сажали, но принадлежность к астрологии вызывала у властей (и что самое неприятное – у друзей) сомнение в психической адекватности. Не каждый мог решиться на такое реноме. Сейчас автору чаще приходится слышать, что в таких случаях возникает сомнение в бескорыстии, а то и в элементарной честности. Так в чем же дело? Почему астрологии так трагически не везет в этой стране? 

Все мы воспитаны в системе представлений о мире, которую называют "естественно-научным мировоззрением". Это странный набор утверждений, вырванных из трудов некоторых достойных философов – от времени Демокрита до наших дней. Явление естественно-научного мировоззрения заслуживает подробного разговора, но здесь автор ограничится двумя его важными особенностями. 

Первая – «не существует ничего, кроме материи и законов ее движения».

Вторая – принцип редукции. Согласно этому принципу любое, сколь угодно сложное явление, можно представить в виде сложного сочетания более простых. Применяя этот метод последовательно, можно сложное непонятное явление описать как систему известных процессов. Именно так работает естественная наука. При этом предсказуемость результатов процессов дает возможность с одной стороны – проверить правильность применяемых методов, а с другой – укрепляет веру в могущество разума и внушает надежду, что таким образом мы, в конечном счете, объясним ВСЕ!

И вот тут естественно-научное мировоззрение расходится с собственно естественной наукой. Наука – во всяком случае, точная наука – отличается именно тем, что точно знает пределы применимости своих методов и понятий своего языка. Естественно-научное мировоззрение, напротив, пытается распространить и приемы, и язык естественных наук как можно дальше за пределы их применимости и, рано или поздно, наталкивается на те сферы, где они неприменимы, а, главное, не нужны. В частности, ожидание предсказаний, прогнозов, надежда на то, что на эти прогнозы можно опереться в жизни, как на закон всемирного тяготения или закон Ома. В науках о человеке прогноз, предсказание - это не единственное и далеко не самое главное. Возможность понять себя, окружающих людей, осмыслить свою жизнь, найти достойное место, понять и принять драматические события своей жизни, получить ответы на значимые для себя вопросы - этих и подобных им вещей, а вовсе не прогнозов, естественно ждать от философии, психологии. Конечно, психолог может прогнозировать поведение клиента, коллектива (если речь идет о социальной сфере), предвидеть, какие именно трудности ожидают людей того или иного психотипа, какие виды деятельности ему показаны или противопоказаны в тот или иной период времени. Но что-то не выступают в программе новостей психологи с рекомендациями для интравертов, циклотимиков или невротиков (а интересно было бы!).

Попробуем в качестве отправной точки разговора об астрологии выбрать само это слово. На первый взгляд, слово "астрология" построено так же, как и другие названия наук - психология, геология, биология. На русский язык слово "астролог" переводилось как "звездосказитель", сейчас его не переводят и различие исчезло, но в английском, например, языке, человек, занимающийся биологией, биолог – biologist, геологией, геолог – geologist, а астролог – не astrologist,, но, совсем иначе, astrologer, т.е. биология - "наука о живом", геология - "наука о земле ", а астрология – не "наука о звездах", а "слово звезд" (см. эпиграф).

Астрология, формулируя принцип подобия, утверждает, что человек есть структурное подобие космоса – микрокосм. Она утверждает, что, последовательно проводя этот принцип, можно понять, увидеть, как проявляется в человеке-микрокосме вся сложнейшая гамма движений космоса. В нем – в большом космосе – есть планеты и зодиакальные знаки, есть ритмы и фазы циклических процессов, есть сложнейшая система связей между этими важными вещами. И все это можно наблюдать.

Каждый человек по-своему расположен в этом большом, общем для всех нас космосе, и своим, особым образом отзывается на музыку его сфер, сочетание ритмов и вибраций. Каждый человек как бы по-своему интерпретирует это "слово звезд", которое они "очень-очень медленно выговаривают своим сиянием". Космос говорит каждому что-то свое и эту речь непросто услышать и еще сложнее понять. Герменевтическая неочевидность, небуквальность астрологии – одна из причин заблуждений и ложного отношения к ней. (Герменевтика - наука об интерпретации текстов)

Чтобы внять этому "голосу звезд", надо быть в состоянии «внимания». Внимание к человеку означает личное, открытое отношение к нему, принятие его, как подобного себе, как себя. Глаголы "внимать", "принимать", "понимать" - одного ряда, и в этот ряд надо поставить глагол "любить" (эти слова и этимологически из одного ряда, загляните в словари - но они близки и по актуальному значению). Научное, объективное знание может помочь нам запомнить, упорядочить, передать другим то, что достигнуто при понимании, что произошло в состоянии любви, но заменить его оно не способно. Если же нет понимания, то "объективное знание" бесполезно. Перефразируя библейское изречение можно сказать: "Имеющему (понимание) дастся (и знание), у не имеющего (понимания) отнимется и то немногое (знание), что у него есть ".

Далее я хочу обратить внимание читателя на то, как отличаются в астрологии и науке интерпретации основных категорий мышления, фундаментальных понятий – понятий пространства, времени, причинности, смысла.

Несколько слов о понятии пространства.

Складывается впечатление, что с течением веков, сменою поколений состояние внимания посещает человечество все реже – это видно, в частности, в тенденциях развития языков. Несколько слов о том, как отличается описание, например, пространства – "формы существования" – в естественной науке от его описания в астрологии.

В науке пространство – это однородная, изотропная емкость, вместилище фактов, событий. В нем можно ввести меру расстояния и количественную характеристику понятий "далеко" и "близко".

В астрологии – принципиально иначе. Во-первых, сам язык. Космос говорит с нами движением планет и в астрологии основные слова – это планеты и их взаиморасположение. В частности, максимальное удаление одной планеты от другой, это "оппозиция" - положение, когда планеты с точки зрения земного наблюдателя находятся в противоположных точках небосвода. Я здесь не стану интерпретировать эту ситуацию на языке астрологии – вот что в этой связи пишет М. Бубер в своем эссе "Я и ТЫ":

"Мы говорим "очень далеко". Зулус скажет вместо этого слово-предложение, которое значит "Там, где кто-то кричит "О, мама, я пропал!", а житель Огненной Земли посрамит нашу аналитическую премудрость семисложным словом, точный перевод которого: "Глядят друг на друга, каждый, ожидая, что другой вызовется сделать то, чего оба хотят, но не могут сделать".

Для астролога – внимательного астролога – это содержательный текст, имеющий прямое отношение к слову "оппозиция". Максимальное удаление планет друг от друга в астрологии личности интерпретируется именно, как состояние напряженного ожидания с затрудненным внешним выражением и лихорадочным перебором вариантов, дающих возможность "сделать то, что оба хотят, но не могут". Но согласитесь, что ни научный, ни современный литературный язык не узнает здесь понятия "очень далеко". Астролог сказал бы: "Видимо, люди, говорящие на этих языках, чаще находятся в состоянии внимания, чем мы". И этому способствует сама структура их языка.

Несколько слов о понятии времени.

Итак, о пространстве мы вкратце уже упомянули. Но различие представлений о времени в астрологии с обыденным и естественно-научным представлением о времени – еще больше.

В естественных науках время - одномерный, однонаправленный, непрерывно текущий поток, разные точки которого отличаются только маркировкой. 
В астрологии время – сложное образование, неоднородное, неодномерное, и, следовательно, имеющее собственную структуру, причем структура времени подобна структуре космоса. Эта часть астрологии ждет своих исследователей, а для нас важно отметить, что подобие структуры времени и структуры видимого космоса позволяет описать "вкус" момента времени в тех же "основных словах" - при помощи взаиморасположения планет и их положения относительно горизонта и зодиакальных знаков. Это непривычный, непростой язык, но если внять ему – проявить внимание, то он даст возможность понять, почувствовать, «пережить» неповторимое качество момента.

(Можно предположить, развивая идею подобия, что время должно иметь не менее трех измерений – поскольку оно уподоблено трехмерному видимому космосу.)

Тогда вы увидите, что каждый момент времени, в самом деле, неповторим, каждый богат возможностями, но при этом каждый момент не безразличен к тому, что в нем происходит. Произойти может только такое событие, которое по своему смыслу, качеству созвучно этому моменту. В частности, если пара планет находится в оппозиции, то в сферах жизни, которые символизируются положением планет этой пары, могут произойти события, эмоциональное содержание которых соответствует приведенным выше фразам на языке зулусов или жителей Огненной Земли.

Если невнимательно отнестись к вышесказанному, то может показаться, что положение планет и есть та движущая сила, благодаря которой происходит событие. И, значит, события - лишь следствие такого расположения планет. И тогда говорят, что "звезды управляют судьбами людей". Автор может только призвать ко вниманию - "звезды" не управляют ничем, во всяком случае в буквальном смысле – но качество момента времени в данном месте пространства таково, что созвучен ему определенный тип событий. Событие не обязательно произойдет – может и ничего не произойти: утверждается лишь, что ничего несозвучного, неподходящего по тональности произойти не может. Например – если мы посадим семечко подсолнуха, то может вырасти подсолнух, может не вырасти ничего. Но бутерброд или дуб не вырастут наверняка.

Это утверждение математик прочтет следующим образом: С точки зрения астрологии взаиморасположение планет описывает необходимые условия событий. Достаточных условий наступления данного события нет, и это очень важно. В этом, собственно, и состоит принципиальное отличие гуманитарного знания от естественно-научного. Именно поэтому понятие «прогноз» в гуманитарном знании если и уместно, то совершенно в ином смысле, чем в знании естественно-научном.

Несколько слов о понятии причинности.

Естественно спросить – ну, а причины у событий есть? Только на одном "созвучии" далеко не уедешь – из громадного набора возможных событий одного и того же звучания происходит какое-то определенное, единственное! Так почему именно оно? В чем причина, условие выбора именно его?

Представление о причинах, вообще о причинно-следственных отношениях в астрологии - отдельная тема, заслуживающая внимания.

Естественно-научное мировоззрение говорит, что у любого события есть причина. Это тоже событие или несколько событий, произошедших раньше во времени и в совокупности породивших событие-следствие.

В астрологии причины и следствия – категории разных уровней. Уровень фактов, событий – это уровень следствий. Все причины как бы живут "выше этажом". Назовем его как-нибудь, например – уровень причин, каузальный уровень. Мы можем говорить различные слова об этом уровне причин, описывая его структуры, но очевидно, что при таком представлении следствия вытекают из причин не так однозначно, как это было бы с позиции естественно-научного мировоззрения, где все живет на одном этаже, уровне, где есть лишь "факты". Где факты-причины и факты-следствия – это явления одного порядка.

Так, например, с классической, естественно-научной точки зрения, появление этой статьи в журнале, который вы сейчас читаете, является следствием того, что автор встретился с редактором журнала на культурологической конференции, посвященной, в частности, роли астрологии в современной культуре. Между ними произошла дискуссия, в результате которой редактор счел возможным коснуться этой темы в журнале. (Эта статья впервые была опубликована в журнале "Общественные науки и современность".)

Но с точки зрения астролога все выглядит иначе. В астрологической парадигме и встреча, и дискуссия, и публикация статьи – всего лишь факты, события и на высокий статус "причины" не может претендовать ни одно из них. И если мы видим, что они связаны, это может означать, что у них есть общая причина, как категория более высокого уровня. О ней надо говорить на другом языке. (В скобках, во избежание неверного толкования уточню: «выше этажом» - не значит "выше над уровнем моря". Планеты и их расположение – это всего лишь астрономические частности и, следовательно, тоже факты, события. Уровень причин, то есть качество момента времени, они описывают, если их воспринимать как элементы языка высокого семиотического уровня. И тогда астрономические характеристики, описывающие расположение планет относительно друг друга и различных систем небесных координат (эклиптической, экваториальной, горизонтальной) следует рассматривать не как факты, а как элементы сложной знаковой системы, имеющей свои синтаксические, семантические структуры.)

Хорошим примером и источником иллюстрации "по аналогии" является квантовая механика – одна из немногих признанных наук, где последовательно применен "двухэтажный" подход. (Поэтому, с точки зрения автора, квантовая механика – наука, так сказать, "нового типа", как и астрология. Если группировать науки по структуре их парадигм, квантовая физика и астрология попадут в одну группу, а классическая физика – в другую.) В квантовой механике причиной наблюдаемых событий является особое образование – волновая функция – «пси-функция». Эта «пси-функция» не описывает никаких процессов в физическом пространстве и времени. Физические величины, которые можно измерить в эксперименте и сравнить с теоретическими, появляются, как решение уравнений, накладывающих условия на пси-функцию. В результате решения определенного типа задач из всего многообразия функций выявляются характерные для этих условий и соответствующие им числа – так называемые "собственные значения". Утверждается, что эти значения и есть физические величины. Критерием истинности этих утверждений является эксперимент, практика, тут все в порядке. Хочу подчеркнуть, что при этом вопрос о том, какое событие было причиной, а какое – следствием, просто лишен смысла. О причинах можно говорить в связи с пси-функцией. Обычно говорят о функции вероятностей, возможны и другие интерпретации – для нашей аналогии важно, что:

Уровень волновых функций (причин) принципиально отличается от уровня событий – того, что "происходит" в пространстве и времени. 

Чтобы понять смысл решения волнового уравнения, необходима "интеллектуальная обработка" его решений – интерпретация, осмысление.

Квантовая механика говорит, что "разрешенными" являются значения величин из некоторого набора. Но какое именно значение из набора реализуется, можно указать лишь с некоторой вероятностью – законам природы это, вроде бы, безразлично.

И здесь необходимо упомянуть о принципе дополнительности – важном моменте "осмысления".

В астрологии речь идет о вопросах несколько более сложных, чем поведение механических систем малых размеров – можно предполагать, что сложнее будет и осмысление. И если даже в квантовой физике не удалось обойтись без принципа дополнительности – описания двумя взаимоисключающими способами – то не обойтись без него и в науках о человеке. В свое время на эту тему было сломано много копий – вспомним, какие бурные споры сопровождали эту, по выражению А.Эйнштейна, "драму идей", в которой формулировалась "Копенгагенская интерпретация" квантовой механики. Наука, безусловно, сделала большой шаг, приняв этот принцип, но "нераздельность и неслиянность", как способ понять сложные вещи, была уже провозглашена на Втором Вселенском Соборе где-то в седьмом веке. В этом смысле, современная физика сделала достоянием науки о неживой природе то, что уже давно известно в теологии и серьезной философии. (См. Постановления Вселенских Соборов. См. также «Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.»)

В астрологии же принцип дополнительности органично вытекает из самой структуры ее понятий, синтаксиса ее языка. Вот пример:

Описание того факта, что планета, знак, любая актуальная точка находятся выше или ниже горизонта, является в астрологическом языке семантически содержательным. При интерпретации это будет учтено. Можно будет предполагать акцентуацию внешнего проявления (планета над горизонтом), или внутреннего переживания (планета под горизонтом). К.Г.Юнг описывает такие акцентуации в своей типологии как экстравертированный и интравертированный типы. (К.Г.Юнг, "Психологические типы").

А теперь вспомним все, что было сказано о понятии "оппозиция". Поскольку мы живем на Земле, скрывающей от нашего взора ровно половину космоса, то из этого следует, что если какая-либо точка находится над горизонтом, то оппозиционная ей – непременно под ним. Точка восхода и точка захода находятся именно в оппозиции.

В квантовой физике мы говорили о дополнительности корпускулярного и волнового описания. В науках о человеке это дополнительность внешнего и внутреннего мира, сознания и подсознания, интуиции и восприятия, мужского и женского начал, амбивалентность сильных чувств – любви и ненависти, вражды и дружбы, черно-белый драматизм представлений о добре и зле.

И если реальное событие увидеть во всей его "нераздельности и неслиянности", во всем единстве его противоречий, мы поймем, что на вопрос о причинах не удастся ответить так категорично и по-школярски просто, как он был задан.

Что даст нам знание качества, "вкуса" момента времени? Так сказать, "что мы с этого будем иметь"? Ну, допустим, мы знаем, какого типа события ожидать, а дальше-то что?

Зная качество момента, вы можете, в частности, интерпретировать событие, которое произошло с вами или вблизи от вас. Например, вы опоздали на поезд – весьма огорчительное событие. Структура момента времени, описанная языком астрологии, однако, не содержит "отрицательных аспектов" и интерпретируется скорее, как "не было бы счастья, да несчастье помогло". У вас есть основания полагать, что вы "случайно" избегли какой-нибудь неприятности, связанной с этой поездкой, что это тот редкий случай, когда несобранность – безусловно, большой недостаток – привела к "правильному", благотворному опозданию. Просмотрите ретроспективно события вашей жизни – а может быть вам вообще свойственно "случайно" не попадать в те места, куда вы сознательно стремитесь, а вас ждет там неизвестная вам, но неминуемая неприятность. Астролог, увидев в карте соответствующую констелляцию планет, скажет: "Советую вам больше доверять интуиции, меньше – психологическим рационализациям".

Кроме того, зная наперед качество тех или иных выделенных – для вас лично – периодов времени, вы имеете возможность собирать камни в удобное для этого время, а не тогда, когда их лучше разбрасывать.

Несколько слов о понятии "смысла".

Проведем мысленный эксперимент – наиболее дотошные читатели могут провести его в действительности. Возьмем картину с достаточно разветвленным, динамичным сюжетом, закроем почти всю ее экраном из бумаги – оставим в поле зрения какой-нибудь отдельный фрагмент, например, вырезав в экране окно. Предложим испытуемому – другу, коллеге – незнакомому с картиной – описать, что он видит. Ясно, что описания будут далекими от истинного места этого фрагмента в сюжете картины, причем степень произвольности трактовки зависит от размера окна – от степени незнания всей картины "в целом". "Ах, так вот оно что на самом деле!" - воскликнет наблюдатель, когда вы уберете экран - "оказывается, фрагмент, часть, в контексте целого имеет совсем другой смысл!" 

Когда с нами происходит событие, это всегда фрагмент, часть – часть жизни, часть задачи, часть какого-либо целого, которое и придает смысл происходящему. Человек, как часть, органично входит в различные "целые" - член семьи, общества, подданный государства, участник митинга, студент, сотрудник, отец, член объединения по определенным принципам – в любом случае – "понять" событие внутренней или внешней жизни, это значит увидеть его в контексте целого. Но для того, чтобы понять смысл жизни человека, важные для него события, разобраться в переплетении связей и мотивов, движениях души – в контексте какого целого рассматривать эту картину?

"Две вещи тем сильнее поражают наше воображение, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них." - сказал Кант. - "Эти две вещи – звездное небо над нашими головами и нравственный закон внутри нас".

Звездное небо над нашими головами – безусловно, целое, охватывающее каждого из нас, то целое, в контексте которого мы рождаемся, живем и умираем, и, таким образом, включены в него "целиком". Я не возьму на себя смелость ответить на вопрос, как расположен здесь нравственный закон. Может быть, он включен в космос, как его часть, и, следовательно, мы сможем когда-нибудь, в принципе, его понять в контексте космоса? А, может быть, напротив, нравственный закон есть большее, объемлющее целое по отношению к звездному небу, и тогда это звездное небо и его язык – астрология – будут когда-нибудь поняты в этом, более широком контексте?
И только ли эти две возможности «нераздельны и неслиянны»?

источник: astrolog.zp.ua

© 2004-2011. Шелковый путь.
телефон: (495) 781-67-56